ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Внедрение модели формирования национально-культурной идентичности учащихся: интеграция учебной и внеучебной деятельности учреждения образования – социокультурного центра региона»
Актуальность инновационного проекта
Национально-культурная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национально-культурная идентичность не тождественна понятиям гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.
Национально-культурная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.
Национальная идентичность, как любая другая, реализует себя на двух уровнях: индивидуальном и коллективном.
Она является неотъемлемой частью процесса идентификации общества и индивида. Индивид не может «очеловечиваться» как гражданин мира, он становится личностью лишь вместе с обретением конкретных национально-этнических черт.
На наш взгляд особенно важно рассматривать этот вопрос в контексте трансформации идентичности молодого поколения, так как молодые люди выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, которые будут передаваться последующим поколениям. Всё это позволяет рассматривать молодёжь как потенциал развития белорусского общества, его стратегический ресурс. Изучение национально-культурной идентичности и внедрение модели по её формированию представляется особенно актуальным также потому, что Беларуси присущи полиэтничность и мультикультурность.
Факторы сохранения национально-культурной идентичности:
культура (язык, национальные традиции и обычаи, материальные и духовные ценности, народное творчество, искусство),
религия (конфессиональная принадлежность), государственное политическое устройство (гражданская принадлежность, идеология государства),
территория (общность территории, место рождения и проживания),
историческое развитие (историческая память), происхождение («фактор крови», национальность родителей, семейные ценности),
эмоциональные компоненты (самоидентификация, позитивное или негативное отношение к своей национальной и этнической принадлежности и др.).
Использование возможностей интеграции предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению качества образования, развитию творческого потенциала учащихся, педагогических коллективов.
Описание инновационной модели
Оптимизация деятельности учреждения по формированию национально-культурной идентичности и национально культурных компетенций у учащихся через организацию системы работы учреждения образования с использованием комплексов-мастерских по направлениям деятельности, интегрирующие предметную направленность и внеурочную деятельность.
Социально-педагогический комплекс-мастерская реализует социальное, военно-патриотическое, духовно-нравственное направления деятельности через интеграцию учебной деятельности по предмету (физическая культура и здоровый образ жизни и др.) и внеучебную деятельность (кружки, секции, клубы по интересам, творческие мастерские, группы продлённого дня, шестой школьный день).
Художественно-эстетический комплекс-мастерская реализует общекультурное направление на учебных занятиях по белорусской и русской литературе, искусству и внеучебной деятельности (кружки, секции, клубы по интересам, творческие мастерские, группы продлённого дня, шестой школьный день).
Научно-исследовательский комплекс мастерская реализует общеинтеллектуальное направление через организацию этой деятельности на учебных занятиях по предметам и внеучебной деятельности в рамках научно-исследовательской работы учащихся с представителями учреждений высшего образования (проектная деятельность; научное общество УО; конкурсы; экспедиции и др.)
Физкультурно-спортивный комплекс-мастерская реализует физкультурно-оздоровительное направление.
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью.
Задачи:
Сформировать потребность в здоровом образе жизни у учащихся и других участников образовательного процесса (педагогических работников, родителей, законных представителей учащихся). Используются возможности учебного предмета и факультативных занятий; спартакиад; соревнований и др.
Описание структуры и содержания внедрения
инновационной модели
Педагогическая модель формирования национально-культурной идентичности подростков в учреждении образования – многофункциональном социокультурном центре региона, которая включает в себя три блока:
1. концептуальный (социальный заказ общества, цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия);
- Организация среды жизнедеятельности. Информационно-коммуникативное пространство учреждения образования, в котором благодаря совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей формируется соответствующая психологическая и нравственная атмосфера, оказывающая влияние на патриотические чувства учащихся (государственная символика, предметы национальной культуры и творчества и т.д.).
- Взаимодействие с семьёй обучающегося, законными представителями: педагогический потенциал этнокультуры семьи можно использовать не только в учебном процессе и во внешкольных мероприятиях, а в целом в учебно-воспитательном процессе (проекты «Чтоб любить Беларусь нашу милую, нужно в разных краях побывать», «Фольклор – живая связь времен», «Мы родом из Беларуси», «История Беларусь в лицах и событиях», «Гордость современной Беларуси»), реализацию программ здорового образа жизни, родительские лектории и т.д.).
- Использование внешкольной среды с её многочисленными связями и взаимодействиями. Учреждение образование в регионе выполняет культуротворческую роль – влияет на формирование позитивных взаимоотношений между различными субъектами, нейтрализует негативные компоненты, несёт просветительскую функцию. Учрежденея образования работает не только с самим школьником, но и его ближайшим окружением (оказание услуг дополнительного образования (кружки, секции, факультативы, занятия по интересам, организацию досуга молодёжи (танцевально-тематические вечера; развлекательные программы; спортивные мероприятия; конкурсы и др.)
2.организационно-деятельностный (функции, содержание, компоненты, виды деятельности, средства, формы, методы);
- Интеграционные процессы должны пронизывать всю деятельность, приобщая школьников к культурным народным традициям. Формирование национально-культурной идентичности должно начинаться с этнокультурного воспитания - когнитивного освоения школьниками элементов этнической культуры, затем – формированию на их основе характерного отношения к окружающему миру и к самому себе, и, наконец, завершается конкретным поведением, конкретной деятельностью, соответствующих ценностным установкам данного этноса (от восприятия этнической культуры, усвоения этнокультурных знаний, формирования этнокультурных установок, этнокультурных убеждений до организации деятельности в рамках этнической культуры).
- Реализация школьных, региональных, международных проектов.
- Индивидуальная и групповая деятельность, сетевое взаимодействие.
- Проведение совместных детско-взрослых мероприятий (занятий, семинаров, мастер-классов, конкурсов, конференций, фестивалей и т.д.)
- Использование инновационных личностноориентированных технологий.
3. критериально-результативный блок (критерии, показатели, уровни, а также результат).
- критерии: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный.
- показатели (наличие систематизированных знаний о традициях и истории этноса, правил поведения, особенностей общения, принятых в данном этносе; осознанность системы ценностных ориентаций; умение изучать и анализировать национальный опыт; знание лучших образцов народной культуры; наличие желания знакомиться с этническими особенностями своего народа; сформированность мотивации к изучению истории своего этноса; наличие положительной этнической идентичности; знание и практическое применение традиций своего народа; осуществление деятельности по сохранению этноса; умение переносить теоретические знания в практическую деятельность; построение собственной жизни в соответствии с национальными традициями).
- уровни сформированности национально-культурной идентичности подростка (низкий, средний, высокий).
В результате сформированы компоненты национально культурной идентичности: в 1-4 классах в отношении когнитивного, ценностного и эмоционального, поведенческого компонентов; в 5-11 классах в отношении когнитивного, ценностного и эмоционального, деятельностного (поведенческого) компонентов.
Культурно-образовательная и информационная среда учреждения образования влияют на качество образовательного процесса, а вместе с внеурочной деятельностью в целом несут очень важную функцию – формируют не только предметные достижения, результаты (знания, умения применять знания по предмету, навыки), но и личностные достижения, результаты (личностное развитие, сформированность универсальных способов деятельности в трёх блоках – самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация), а также метапредметные достижения, результаты (сформированность универсальных учебных действий: познавательных (исследовательская, проектная культура), коммуникационных (коммуникативная культура) и регуляции деятельности (планирование, контроль, коррекция), в том числе гражданские и культурные компетенции молодёжи, очень важные для формирования личности каждого учащегося. Они позволяют развивать моральные качества индивида и его эстетическое отношение к миру; помогают определиться с гражданской позицией, социализироваться в обществе, а также формируют социогуманитарную культуру личности, её национально-культурную идентичность.
Описание критериев и показателей, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности
Критерии и показатели, по которым будет определяться качество реализации инновационного проекта:
№ п/п |
Критерии результативности |
Показатели |
1 |
Качество образовательной деятельности учащихся |
Баллы по предметам; результаты участия в интеллектуальных и исследовательских конкурсах; олимпиадах; проектах и др. |
2 |
Удовлетворенность родителей |
Положительная оценка результатов образовательной деятельности своих детей; организации учебной и воспитательной работы УО; собственное участие в мероприятиях УО и др. |
3 |
Инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов |
Личностные достижения педагогов (разработка учебно-методических материалов по направлениям инновационного проекта; более 80% публикации; более 90 % участие в конференциях; мастер-классах 100% |