Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ВНИМАНИЮ ПЕДАГОГОВ! Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году»

Дата: 13 августа 2018 в 14:55
698 просмотров

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения
  2. Актуальные направления воспитательной и идеологической работы в 2018/2019 учебном году:
  1. Гражданское и патриотическое воспитание
  2. Профилактика противоправного поведения
  3. Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения
  4. Экологическое воспитание
  5. Экономическое воспитание
  6. Трудовое воспитание и профориентационная работа
  7. Взаимодействие учреждения образования с семьей

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

О проведении информационных и классных часов

Приложение № 2

Нормативное правовое обеспечение

Приложение № 3

Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат

Приложение № 4

Методические рекомендации по применению критериев и показателей эффективности идеологической и воспитательной работы с учащимися в учреждениях общего среднего образования

Общие положения

Формирование свободной, творческой, интеллектуально и физически развитой личности – один из главных приоритетов государственной политики Республики Беларусь в области образования. Воспитательный потенциал системы образования Республики Беларусь направлен на активное содействие личностному становлению гражданина и патриота, профессионала-труженика, ответственного семьянина.

В настоящем инструктивно-методическом письме актуализированы приоритетные направления воспитательной работы в новом учебном году исходя из документов, регламентирующих организацию идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.

При планировании воспитательной работы необходимо руководствоваться принципами целенаправленности, системности, учета возрастных особенностей, интересов учащихся, преемственности, последовательности, реалистичности запланированных мероприятий.

Актуальные мероприятия для реализации в новом учебном году определены планом мероприятий по реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.

Особенности проведения информационных и классных часов, организации факультативных занятий воспитательной направленности изложены в приложении 1 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации, воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году».

Целесообразно также продолжить реализацию учебных программ факультативных занятий по соответствующим направлениям воспитания (приложение 5).

Особое внимание при организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году необходимо уделить мероприятиям, посвященным Году малой родины, а также предстоящим II Европейским играм, которые состоятся в Минске в 2019 году.

Нормативные правовые акты, инструктивно-методические и иные материалы по вопросам организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования размещены на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by.

В Приложении № 2 указаны нормативные правовые документы, вступившие в действие или утратившие силу в 2017-2018 годах.

Актуальные направления воспитательной и идеологической работы в 2018/2019 учебном году

Гражданское и патриотическое воспитание

2018 год в Беларуси объявлен Годом малой родины. В этой связи в новом учебном году учреждениям общего среднего образования при планировании работы по гражданскому и патриотическому воспитанию необходимо уделить особое внимание формированию у учащихся любви к своей малой родине, ценностного отношения к истории и культуре родного края, чувства причастности к его прошлому и настоящему, ответственности за его будущее. Для этого следует продолжить работу по расширению знаний учащихся о происхождении названий и истории своей улицы, района, населенного пункта, их достопримечательностях, памятниках, знаменитых земляках, привлекать учащихся к участию в исследовательских проектах краеведческой направленности, волонтерском движении, благотворительных и трудовых акциях по оказанию посильной помощи нуждающимся категориям населения, благоустройству территории школы, двора, улицы. При организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию важно создавать условия и ситуации, которые бы позволяли учащимся через реализацию индивидуальных склонностей и способностей на практике проявлять свои патриотические чувства и гражданскую позицию.

Решению этих задач будет способствовать участие учреждений образования в следующих мероприятиях:

  • республиканский конкурс научно-исследовательских краеведческих работ;
  • республиканский конкурс юных экскурсоводов «С чего начинается Родина?», проводимый в рамках республиканской гражданско-патриотической акции «Собери Беларусь в своем сердце»;
  • мероприятия V этапа республиканской патриотической акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся»: краеведческий проект «Мая Беларусь»             (в его рамках – конкурс творческих работ «Страчаная спадчына Беларусі»); конкурс исследовательских работ «Спадчына Беларусі»; республиканский конкурс «Юный натуралист» (номинации «Жывая памяць», «Сімвалы майго краю»); республиканский конкурс творческих работ «Шляхам добрых спраў»; республиканский конкурс фоторабот «Зямля пад белымі крыламі»; исследовательские проекты «Пад небам Бацькаўшчыны», «История замечательной личности» и др.;
  • республиканский конкурс компьютерных разработок патриотической направленности «ПАТРЫЁТ.by».

Учреждениям образования рекомендуется организовать посещение учащимися Национальной библиотеки Беларуси, которая реализует проект «Славутыя імёны Бацькаўшчыны». Он состоит из цикла интерактивных учебно-познавательных экскурсий, посвященных классикам белорусской литературы и деятелям культуры, с учетом учебной программы по учебному предмету «Беларуская лiтаратура». В Год малой родины в данный проект включена информация об истории и культурном наследии региона, где родился или творил выдающийся деятель белорусской литературы и культуры, демонстрируется одна из серий анимационного фильма «Аповесць мiнулых гадоў» («Беларусьфильм»), повествующая об истории возникновения герба города данного региона.

В новом учебном году актуализируется деятельность школьных музеев по следующим направлениям: организация исследовательской работы учащихся; пополнение музейных фондов; проведение на базе музеев тематических выставок, экскурсий и других мероприятий.

Продолжению работы по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся будет способствоватьпроведение Дня знаний и первого урока, посвященных малой родине. В рамках Года малой родины планируется проведение ХVIII республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи.

Методические рекомендации по проведению Дня знаний и первого урока, мероприятий, посвященных Дню белорусской письменности будут опубликованы в «Настаўніцкай газеце» и размещены на Интернет-портале Министерства образования.

Важным средством развития у учащихся интереса к историко-культурному наследию Беларуси является детско-юношеский туризм. Учреждениям образования при выборе экскурсионных маршрутов рекомендуется использовать перечень рекомендуемых для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов, размещенный на сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (http://rctkum.by).

В новом учебном году учреждениям образования необходимо продолжить работу по формированию у учащихся уважительного отношения к государственной символике, уделив особое внимание размещению, использованию Государственного флага и Государственного герба, исполнению Государственного гимна во время торжественных мероприятий. Необходимую информацию о государственной символике можно найти на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь Pravo.by (Pravo.by Главная / Государство и право / Государственная символика / Государственные символы http://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/gosudarstvennaya-simvolika/gosudarstvennye-simvoly/).

На 2018/2019 учебный год учреждениям общего среднего образования следует запланировать проведение комплекса мероприятий, связанных с важными для Республики Беларусь юбилейными датами:

29.10.2018 г. – 100-летие Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ). Для учащихся на протяжении учебного года актуальным будет участие в республиканских программах и проектах, организованных Белорусским республиканским союзом молодежи (далее – БРСМ), являющимся преемником ВЛКСМ: «Цветы Великой Победы», «Квітней, Беларусь!», сбор «Я – пионер своей страны» и др.

15.03.2019 г. – 25-летие Конституции Республики Беларусь.                   В рамках республиканской акции «Мы – граждане Беларуси!» необходимо уделить должное внимание работе по ознакомлению учащихся с положениями Конституции Республики Беларусь, правами и обязанностями, которыми она наделяет граждан страны, особенностями реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь.

Рекомендуется приурочить к празднованию Дня Конституции торжественные мероприятия по вручению подарочного комплекта                     «Я ‑ гражданин Республики Беларусь» учащимся, достигшим 14-летнего возраста. Подарочное издание красочно оформлено и содержит информацию о государственном устройстве, Конституции Республики Беларусь, вкладе белорусов в развитие отечественной и мировой науки и культуры, правах и обязанностях гражданина Республики Беларусь, национальной системе образования и государственной молодежной политике. В нем используется новый элемент – QR-код (графическое изображение гиперссылки), позволяющий получить доступ к электронным образовательным ресурсам через специальное приложение на планшете или мобильном телефоне. Часть иллюстраций содержит мультимедийный слой (видео), который воспроизводится с помощью приложения Aurasma, установленного на мобильное устройство (элементы дополненной реальности), что расширяет возможности печатного издания, делает его более современным и интересным для подростков.

26.06.2019 г. – 45 лет со дня присвоения Минску почетного звания «Город-герой». Учреждениям образования рекомендуется в течение учебного года организовать работу, направленную на изучение учащимися прошлого и настоящего Минска, формирование у них чувства уважения и гордости за столицу нашей Родины. Этому будет способствовать организация экскурсий по Минску, а также участие в следующих мероприятиях республиканской патриотической акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся»: пешеходные экскурсии «Памятные места нашего города», «Их именами названы улицы»; видео- и фоторепортажи «Мой город»; республиканская акция «Мой любимый город».

03.07.2019 – празднование 75-ой годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. В рамках республиканской патриотической акции «Не меркнет летопись побед» в учреждениях образования следует в течение учебного года организовать проведение мероприятий героико- и военно-патриотической направленности, продолжить работу по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и семьям погибших военнослужащих (акции «Дом без одиночества», «Доброе сердце – ветеранам», «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом» и др.).

В рамках подготовки к празднованию 75-ой годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков возрастает актуальность проведения работы по формированию у учащихся готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Учреждениям образования рекомендуется запланировать участие в республиканских акциях БРСМ «К защите Отечества готов!», «Служим Беларуси!», проведение недели патриотизма «Славлю Отечество!», проведение экскурсий в воинские части, встреч с представителями военкоматов, воинами-интернационалистами, военнослужащими.

Особое внимание следует уделить мероприятиям календаря государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат (Приложение № 3).

В помощь организаторам воспитательной работы выпущено пособие: Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников социально-педагогических учреждений, учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 282 с.

В 2018 году будет издано пособие для педагогов учреждений общего среднего, учреждений дополнительного образования детей и молодежи Миновой М.Е. «Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования».

Профилактика противоправного поведения

В новом учебном году в учреждениях образования должна быть продолжена целенаправленная информационно-просветительская, коррекционно-развивающая работа по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних. Следует обеспечить на должном уровне организацию занятости несовершеннолетних в свободное время, их максимальный охват при проведении профилактических мероприятий (в том числе в шестой школьный день).

В учреждениях образования рекомендуется активизировать деятельность советов учреждений образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет по профилактике), руководствуясь обновленным Положением о совете по профилактике. Данным Положением внесен ряд новшеств и изменений, касающихся работы советов по профилактике. На заседаниях советов по профилактике необходимо проводить комплексный анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними, и на его основе разрабатывать комплексные профилактические мероприятия и контролировать их реализацию.

На педагогических советах учреждений образования следует регулярно рассматривать вопросы профилактики детской и подростковой преступности, анализировать причины совершения противоправных поступков несовершеннолетними.

В целях профилактики противоправного поведения учащихся необходимо обеспечить включенность учащихся в различные формы досуговой деятельности (кружки, клубы, секции и т.п.), во вторичную (трудовую) занятость(Протокол поручений Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь 17.05.2017 г. № 33/пр). Эффективными формами и методами работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних являются индивидуальное и групповое консультирование, диспуты, решение проблемных задач и ситуаций нравственно-правового содержания, проведение бесед, организация профильных лагерей, проведение туристических походов.

Обращаем внимание на выполнение Комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения.

Значима роль в проведении профилактической работы специалистов социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС), деятельность которых направлена на социальную адаптацию обучающихся и содействие в создании условий для полноценного личностного развития, профессионального становления и жизненного самоопределения учащихся в учреждениях образования, в семье и социальном окружении. В этой связи  важным направлением деятельности специалистов СППС в учреждении общего среднего образования должны стать психодиагностика и психокоррекция депрессивных состояний учащихся, своевременное выявление и коррекция эмоциональных нарушений, помощь в разрешении межличностных и внутриличностных проблем, изоляция учащегося от психотравмирующих факторов.

СПЦ принадлежит центральное место в системе защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством (далее – несовершеннолетние, в отношении которых проводится мероприятия комплексной реабилитации). Ими обеспечивается создание комплексной системы психологической помощи и социально-педагогической поддержки несовершеннолетним и их законным представителям на территории соответствующей административно-территориальной единицы, координация деятельности учреждений образования в сфере выявления и учета детей, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП), их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи, оказание психологической и педагогической помощи и социально-педагогической поддержки семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), реализация мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, оперативное решение проблем в устройстве несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществление мер социальной защиты и реабилитации в отношении жертв торговли людьми на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Для обеспечения эффективного функционирования СПЦ важна гибкость при организации их работы. Это обусловлено разным количеством несовершеннолетних, находящихся в СОП, детей, признанных нуждающимися в государственной защите, детей-сирот несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуально профилактическая работа и мероприятия комплексной реабилитации, мобильностью их состава, возрастными особенностями.

Особое внимание следует обратить на организацию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в Инспекциях по делам несовершеннолетних (далее – ИДН). Необходимо обеспечить постоянный мониторинг организации свободного времени обучающихся; принять дополнительные меры по обеспечению занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время с привлечением ресурсов учреждений дополнительного образования детей и молодежи и учреждений спорта и культуры. В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14 ноября 2016 г. № 902 необходимо обеспечить эффективное использование спортивных, тренажерных залов, бассейнов, секций во внеучебное время, шестой школьный день и каникулярный период.

Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения

Одна из важнейших задач учреждений общего образования в новом учебном году – помочь учащимся осознать ценность здоровья и роль здорового образа жизни для современного человека. Организация деятельности по формированию у учащихся здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения может быть эффективной только в результате целенаправленной совместной работы педагогов, родителей и учащихся с использованием всех ресурсов социума, при условии консолидации усилий медицинской, социально-педагогической, психологической и методической служб в учреждении общего среднего образования. Одним из важнейших направлений формирования здорового образа жизни у обучающихся является спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

Знаковым событием в жизни нашей страны станет проведение в г. Минске с 21 по 30 июня 2019 года II Европейских игр, в рамках которых будут проведены соревнования по 15 видам спорта. В мероприятии будет задействовано около 6 тыс. волонтеров. В целях приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, к ценностям олимпийского движения, на которых основаны Европейские игры, важно актуализировать внимание обучающихся на данном событии, что внесет значительный вклад в популяризацию физкультуры и спорта среди учащихся, будет способствовать повышению их общей культуры.

В новом учебном году сохраняют актуальность методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (Приложение 5 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»).

В рамках формирования здорового образа жизни учащихся актуальным направлением является профилактика употребления психоактивных веществ. Приоритетом должно быть воспитание человека, способного самостоятельно справляться с психологическими трудностями и жизненными проблемами. Наряду с повышением эффективности профилактической работы в данном направлении очень важно использовать потенциал культурно-досуговой деятельности с целью раскрытия творческого потенциала учащихся, их самосовершенствования и самоактуализации, активно формировать альтернативные варианты позитивного поведения учащихся, нравственную устойчивость личности.

Одним из приоритетных направлений работы учреждений образования остается обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры учащихся. В учреждениях образования следует организовать информационно-просветительную работу с учащимися по следующим вопросам: этика и правила сетевого общения; угрозы и последствия компьютерной игровой зависимости и пути ее профилактики и преодоления; последствия предоставления персональной информации о себе или своих одноклассниках в анкетах, опросах или электронных письмах; ответственность за нарушение закона в области информационной безопасности. Значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны сети Интернет позволит организация разъяснительной работы с родителями и законными представителями учащихся: семинары, интернет-форумы, размещение на официальном сайте учреждения образования рубрики типа «Безопасный интернет для детей – советы родителям» и др.

Актуальные мероприятия в рамках формирования здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения обучающихся определены планом мероприятий по реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: республиканская спартакиада школьников; республиканский смотр уровня физической подготовленности в программе физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды Беларуси»; международные и республиканские Дни здоровья; республиканские акции «Неделя спорта и здоровья», «Здорово!», «Скажем «нет» алкоголизму» и др.; конкурс проектов «Быть здоровым – это классно»; творческие мероприятия, приуроченные ко Дню борьбы с наркотиками (1 марта), Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня); акции «Творчество против наркотиков», «Спайс = смерть» и др.; открытый фестиваль волонтерских команд; интернет-конференции, дискуссии, тематические родительские собрания с приглашением специалистов: психологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов; месячник (с 10.09 по 10.10), недели, декады по профилактике суицидов; практические занятия по конструктивному разрешению конфликтных ситуаций «Мир мира и взаимопонимания», «Формула разрешения конфликта», «Модель общения»; практические занятия по разъяснению правил пользования Интернетом (полезные и вредные сайты), поведения при общении в социальных сетях и на улице и т.д.

В следующем учебном году актуальным остается проведение активной информационно-разъяснительной работы с учащимися о правилах безопасного поведения на дорогах, в том числе на нерегулируемых пешеходных переходах, при использовании велосипедов, роликовых коньков и иных аналогичных средств передвижения, а также наушников, мобильных телефонов, иных электронных устройств, способных отвлечь внимание от контроля за дорожной обстановкой.

Экологическое воспитание

В 2018/2019 учебном году при планировании работы по экологическому воспитанию необходимо активизировать деятельность, направленную на формирование экологического мировоззрения и экологической культуры личности учащихся, мотивации к сохранению окружающей среды, развитию ответственного отношения к окружающей среде и результатам своей деятельности.

В современных социокультурных условиях важными являются социальные аспекты экологического воспитания: формирование ценностного отношения к обществу и природе, развитие активной жизненной позиции в бережном отношении к природе, экологических убеждений и ответственности; влияние экологических факторов на здоровье человека; экологическая безопасность. Педагогам следует использовать многообразие природы в воспитательном процессе: организовывать эстетическое созерцание природы детьми; комплексно использовать в педагогическом процессе природу как универсальное средство развития учащихся; создавать условия для индивидуального восприятия учащимися природы; экологически грамотно использовать природу как средство развития учащихся; формировать умения прогнозировать последствия своих действий в окружающей природной среде.

Содержательные установки экологического направления реализуются через познавательную, практико-ориентированную, исследовательскую, проектную деятельность.

С целью формирования экологической культуры учащихся, укрепления их социальной позиции в решении вопросов охраны природы, сохранения биоразнообразия рекомендуется продолжить создание школьных экологических музеев, школьных экологических троп, разрабатывать новые экскурсионные маршруты; организовывать поисково-охранные походы, вести «Красные тетради местной флоры и фауны», организовывать работу школьных лесничеств, работу «зеленых» и «голубых» патрулей. Совместная деятельность со взрослыми, осознание своей причастности к познанию и сохранению природы родного края будет способствовать формированию            не только экологического сознания, но и нравственных ценностей учащихся.

Больше внимания следует уделить проектной и исследовательской деятельности учащихся, выбирая объекты исследования, которые им близки. С этой целью рекомендуется принять участие в проектах: «Очистка природных территорий от твердых бытовых отходов», «Энергомарафон», «Энергоэффективность в интересах устойчивого развития», «Экологический аудит», «Экология города и ее влияние на здоровье жителей», «Будущее за тобой», «Экология и дети».

С целью привлечения внимания учащихся к ресурсосбережению, а также внесения ими посильного вклада в развитие вторичной переработки отходов следует продолжить работу по сбору макулатуры и иного вторичного сырья, отходов, элементов питания (батареек), мероприятия по сбору твердых бытовых отходов.

Рекомендуется в учреждениях образования в шестой день недели организовывать работу экогостиных, эковидеосалонов, «Экошкол», экологических прогулок в природу, экологического десанта по благоустройству территорий и др.

Экономическое воспитание

Изменения, происходящие в мировом сообществе, ориентация на повышение эффективности и модернизацию экономики, развитие предприимчивости, деловой инициативы, бережливости актуализируют необходимость формирования экономической и финансовой грамотности подрастающего поколения.

Кризисные ситуации в экономике разных стран убедительно показывают, что одних знаний, умений и навыков экономической деятельности недостаточно. Требуется еще и предпринимательская подготовка, предполагающая формирование навыков проектной деятельности, оперативной корректировки планов, прогнозирование последствий собственной экономической деятельности, а также деятельности других субъектов. Поэтому в настоящий момент ознакомление всех учащихся учреждений общего среднего образования с основами экономики на примере ведения домашнего хозяйства, а также с основами предпринимательской деятельности признается целесообразным и необходимым.

В качестве базовых технологий экономического воспитания наиболее результативными являются игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные, организационно-деятельностные, тренинговые, коммуникативные игры), технология проектирования, технология проблемного обучения (анализ экономических ситуаций), технология развивающего обучения. Учебный проект является также одним из наиболее эффективных средств формирования экономической компетенции, использование которого позволяет школьникам самостоятельно формулировать учебную проблему, осуществлять сбор необходимой информации, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Наиболее эффективными формами реализации содержания экономического воспитания являются молодежное предпринимательство, социально значимая деятельность в рамках создания и функционирования учебных фирм, компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, стартап-центров, стартап-школ и т.д.

Одним из приоритетных направлений политики Правительства Республики Беларусь является развитие и поддержка предпринимательской инициативы. Предпринимательство в учреждениях образования следует рассматривать как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, вне зависимости от того, какую роль придется выполнять учащемуся во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или просто работника по найму.

Особую актуальность приобретает поддержка молодежного                    бизнес-движения, в частности, деятельности учебных бизнес-компаний, опыт функционирования которых накоплен в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь.

В новом учебном году целесообразно проведение мероприятий по популяризации предпринимательства: тренингов «Молодежное предпринимательство», «Поиск бизнес-идей», «Роль других профессий в моем деле», «Повышение мотивации к созданию собственного бизнеса», выставок технического творчества, экскурсий на производственные объекты, и др.

Формированию финансовой грамотности будут способствовать участие учреждений образования в конкурсе интернет-проектов «Финансовая грамотность – важный вопрос»; в республиканском конкурсе на лучшую ученическую бизнес-компанию «Экономика by».; в проекте смены НДЦ «Зубренок» «БУМ, или Бизнес-Университет Молодежи».

Трудовое воспитание, профориентационная работа

Главное стратегическое направление трудового воспитания –                              формирование человека труда, способного найти свое место и применение своих способностей в экономическом пространстве Республики Беларусь.

К наиболее успешно функционирующим формам организации трудового воспитания относятся:

организация постоянных и временных ученических коллективов, проектных групп, направленная на выполнение определенной работы; создание и поддержание трудовых традиций в школе;

проведение ярмарок, конкурсов, проектов, трудовых десантов и т. д.;

проведение профессиональных проб, а также других мероприятий, направленных на формирование трудовых умений и навыков;

привлечение обучающихся к участию в республиканском месячнике, субботниках, других мероприятиях по благоустройству и озеленению территорий, прилегающих к учреждениям образования, населенных пунктов, природных и культурно-исторических объектов;

проведение ежегодных республиканских акций «Наш труд вливается в труд нашей республики», «Наш пионерский труд тебе, Отчизна!» и др.

Механизм реализации процесса трудового воспитания в учреждении общего среднего образования должен обеспечивать подготовку учащихся к осознанному выбору будущей профессии.

В новом учебном году необходимо продолжить комплексную работу по профессиональной ориентации учащихся с учетом современных тенденций обновления и расширения системы подготовки рабочих и специалистов, востребованных на рынке труда.

В рамках совершенствования профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования в новом учебном году рекомендуется проведение Дней профориентации; Дней открытых дверей; Дней профессии; мероприятий, посвященных профессиональным праздникам; проведение встреч с передовиками производства, знаменитыми специалистами-выпускниками; популяризация трудовых достижений учащихся; проведение общественных акций совместно с трудовыми коллективами организаций региона; развитие информационного обеспечения профессиональной ориентации учащихся.

В новом учебном году в рамках профориентационной работы будут проведены ежегодные республиканские конкурсы профессионального мастерства среди рабочих (служащих), специалистов и обучающихся, в том числе республиканский конкурс юных журналистов «Ты в эфире!»; республиканский конкурс детского творчества «АрхНовация»; региональные фестивали «Хочу быть педагогом» для обучающихся III ступени общего среднего образования, ориентированных на педагогические профессии; республиканский информационно-профориентационный проект «ПРОФ-БУМ»-2018.

В учреждениях образования развивается движение JuniorSkills, направленное на раннюю профориентацию. Рекомендуется продолжить работу в этом направлении, а также проводить мероприятия, способствующие повышению популярности и социальной значимости рабочих профессий, в том числе на реализацию проектов «Знаменитые выпускники»; проведение конкурса видеороликов «С профессией –                        в будущее!»; проведение Дней рабочих профессий, активного профориентирования «Твое будущее в твоих руках»; проведение конкурсов творческих проектов (газет, эссе, сочинений, слоганов) «Представляю свою профессию», «Путеводитель в мир профессий», «Моя профессия нужна людям», конкурса агитбригад «В будущее вместе с нами!»; проведение республиканской смены «От увлечения – к педагогической деятельности»; республиканского фестиваля «Свежий ветер»; заочного конкурса «Профессия в кадре», ярмарок-вакансий, посещение различных ресурсных центров. Старшеклассники должны видеть реальные возможности успешной самореализации в рамках освоения рабочих специальностей и рассматривать это как хороший старт для профессионального роста и карьеры.

При организации профориентационной работы рекомендуем использовать Приложение 6 «Актуальные формы и методы совершенствования профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования» к инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году».

Взаимодействие с семьей

В современном обществе взаимодействие семьи и учреждения образования характеризуется как социальное партнерство. Учреждению образования отводится координирующая роль в организации системы сотрудничества с семьей учащегося: школа как общественный институт призвана укрепить воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивного педагогического взаимодействия.

К числу первостепенных задач поддержки семьи в рамках взаимодействия относятся: разработка эффективных методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) детей, поддержка деятельности родительских ассоциаций и других форм социальных инициатив родительской общественности, пропаганда позитивного опыта семейного воспитания (Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы).

Необходимо осуществлять целенаправленную деятельность по повышению уровня родительской ответственности за воспитание детей и лиц, их заменяющих. Учреждения образования должны наладить эффективное взаимодействие с семьей в решении проблемы формирования у учащихся навыков безопасного и ответственного поведения, в том числе в интернет-пространстве, обеспечив широкую информационную кампанию по вопросам целесообразности ограничения доступа детей к определенным сайтам.

На интернет-сайтах учреждений образования должны быть освещены вопросы о семейных взаимоотношениях, вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, информация о контактных телефонах лиц, к которым могут обратиться граждане в случае установления фактов семейного неблагополучия и насилия в отношении детей.

Согласно Плану мероприятий по правовому просвещению граждан на 2016-2020 годы (Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2016 г. № 37) учреждениям образования рекомендовано проведение информационно-просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на повышение статуса и престижа семьи в обществе, защиту прав детей, в том числе в неблагополучных семьях, правовое просвещение и воспитание обучающихся и родителей. Также рекомендовано проведение ролевых игр по решению проблемных ситуаций, жизненных историй; творческих конкурсных заданий и этюдов; эссе, тренингов, шоу-викторин, фокус-групп; конкурсов, проектирования, лекций и бесед с использованием активных методов; дискуссий, дебатов, моделирования, интервью, творческих мастерских и т.д.; просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением, опрос с демонстрацией видеоматериалов, подготовку мультимедийных презентаций и видеороликов, обсуждение публикаций СМИ и др.; составление родословной, истории семьи, создание семейных летописей, фотоальбомов, семейных газет, кинохронологий; проведение выставок, экспозиций семейного творчества; разработка совместно с родителями сценариев семейных праздников «В семейном кругу», «Искусство жить достойно в семье» и др.

В рамках активного взаимодействия семьи и школы в новом учебном году предполагается проведение мероприятий, приуроченных ко Дню семьи, Дню матери, Дню защиты детей; республиканского конкурса эссе «Какой я вижу свою семью?»; фестиваля семейных традиций «СемьЯ в XXI веке».

В целях изучения и пропаганды образцов позитивного семейного воспитания в многодетных семьях предполагается проведение конкурса исследовательских работ «Семейные династии»; конкурса эссе «Мое первое воспоминание о маме/папе», «Советы от моих дедушек и бабушек»; конкурса мультимедийных презентаций «Все начинается с матери!»; инфосессии «Семья, семейные отношения, воспитание детей»; создание клубов молодой семьи «Основы семейного мира», «Молодая семья»; материнских школ «Ценность семьи»; проведение родительских конференций «Воспитание Гражданина. Личности. Профессионала»; семейных эстафет «Один за всех и все за одного», «Эстафета поколений».

При организации взаимодействия семьи и учреждения образования рекомендуем использовать материалы, размещенные на сайте Министерства образования Республики Беларусь: методы оценки эффективности взаимодействия учреждения общего среднего образования и семьи (Приложение 6 к Инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году»); методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями  (законными представителями) учащихся по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день (Сборник нормативных документов Министерства образования № 4,2017).

Педагогическим работникам в своей профессиональной деятельности рекомендовано использовать «Методические рекомендации по применению критериев и показателей эффективности идеологической и воспитательной работы с обучающимися в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования» (Приложение 4).

В помощь педагогам изданы пособия:

Е.И. Медведская, Н.В. Былинская Одаренный ребенок в школе и дома: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи. / Минск: Народная асвета, 2017.

Луговцова, Е.И. Организация школьной службы медиации: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е.И. Луговцова, Ю.Н. Егорова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – 200 с. (размещено на национальном образовательном портале adu.by)

Для педагогов и специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений общего среднего образования, социально-педагогических учреждений, специалистов по охране детства, родителей-воспитателей в 2018 году планируется к изданию пособие Мартыновой В.В., Алтынцевевой Е.Н., Пимковой Т.А., Маскалевича Ю.А. «Воспитание в замещающей семье». Для педагогов учреждений общего среднего образования в 2018 году выйдет в свет пособие Ничишиной Т.В. «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье».

Для педагогов учреждений общего среднего образования в 2018 году выйдет в свет пособие Ничишиной Т.В. «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье». Также планируется к изданию пособие Медвецкой Е.И. «Ребенок в пространстве мультимедиа: предупреждение зависимости».

Полный перечень учебно-методической литературы по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования размещен на национальном образовательном портале (http://adu.by/ru/uchitelyu/organizatsiya-vospitaniya.html).

С сайта Министерства образования Республики Беларусь

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.